Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок
проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей
действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в
процессе игровых действий развивается и формируется как личность.
Такие выдающиеся педагогики как Петровский В.А., М. Монтессори уделяли большое внимание созданию развивающей
предметной среды. Они считали, что необходимо создать такое
пространственное окружение, в котором ребенок мог бы чувствовать себя комфортно
и развиваться в различных видах деятельности.
Педагоги нашего детского сада уделяют
большое значение организации жизненного пространства в группе. В своей работе мы
придерживаемся следующих основных принципов:
- принцип свободного зонирования и
подвижности;
- принцип комплексирования;
- принцип развивающего обучения;
- принцип дифференцированного воспитания
и индивидуального подхода.
Немаловажное значение в групповых
помещениях отводится цветовому дизайну и оформлению. Наличие разнообразного
игрового и дидактического оборудования, его доступность способствует
самореализации ребенка в различных видах
деятельности: игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной,
двигательной, интеллектуально-творческой.
При организации нами учитываются
три компонента деятельности: обучающая, совместная деятельность взрослого и
ребенка и собственная самостоятельная деятельность. Каждый воспитатель, руководствуясь общими принципам организации
зон развития ребенка, стремится внести
собственную «изюминку» в интерьер группы.
Такими «изюминками» выступают специально созданные мини-музеи.
В последнее время,
термин «музейная педагогика», получил широкое распространение в педагогической
практике школьных и дошкольных учреждений. Роль музейной педагогики в
образовательном процессе занимает
особое место, в частности, при решении задач
нравственно-патриотического, художественно-эстетического
воспитания. Ребенок с раннего возраста
испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда
берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Его восприятие зачастую ограничивается
рамками домашних стен и стен детского сада.
Поэтому использование мини-музеев помогает расширить
представление детей, помочь им «погрузиться» в мир истории предметов,
знаменательных событий, «прикоснуться» к
культуре родного края. Например, познакомив детей на занятиях по изобразительной деятельности с
народно-прикладным искусством, нами был организован мини-музей «Народные
промыслы». Свое эмоциональное впечатление, дети перенесли в изготовление
собственных поделок: украсили элементами узоров хохломской росписи чашки и
ложки из папье-маше, изготовили глиняные свистульки. Эти работы мы использовали при оформлении
экспозиции музея.
Ввести ребенка в мир
социокультурной среды, способствовать возникновению ценностного отношения
к наследию родной страны, формировать
основы гражданственности и патриотизма, невозможно без приобщения к традициями
русского народа, его обрядам, праздникам. Поэтому в нашем детском саду ежегодно
отмечаются такие праздники как
Рождество, Масленица, День Святой Пасхи, День Ивана Купалы.
В
преддверии окончания зимы, мы проводим
фольклорное развлечение «В гостях у Масленицы». Это событие пользуется большой популярностью как у детей,
так и их родителей. Дети с удовольствием
наряжаются в русские народные костюмы,
водят хороводы, играют на трещотках,
свистульках, деревянных ложках и т.д.
Интерес к истории праздника,
способствовал созданию мини-музея «Русских народных инструментов».
Одно из преимуществ мини-музеев в нашем детском саду, заключается в том, что
они не требуют специально
оборудованного помещения. Эстетически
вписываясь в интерьер группы, они одновременно
являются познавательной зоной и своеобразной визитной карточкой, которая
знакомит родителей с темой, по которой занимаются их дети. А привлечение
родителей к подбору материалов и экспонатов, способствует сближению интересов, вовлечению семьи в жизнедеятельность
группы. Так, готовясь к празднованию
«Дня Космонавтики», родители вместе с детьми изготовили макеты космических
кораблей, проявили свое творчество при создании
оригинальных межпланетных
станций, лунохода, принесли книги и
иллюстрации о первых космонавтах, о достижениях российской науки в области
освоения космоса.
Таким образом, роль
мини-музея в образовательном пространстве детского сада имеет огромное значение
и в комплексе решает задачи, направленные на:
1.
Обогащение опыта, знаний детей об
окружающем предметном и социальном мире, о традициях и быте русского народа.
2.
Формирование эстетического восприятия и
нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Приобщение родителей к проблемам дошкольного детства и
установлению тесного сотрудничества между детским садом и семьями
воспитанников.
автор: Пенкина Наталья Ивановна, старший воспитатель детского сада №124
|