Плащенко
Любовь Михайловна,
учитель географии,
руководитель геологического клуба «КАЮГ»
Организация экспедиционной работы по геоэкологическому
изучению природы омского Прииртышья
Проанализировав и сопоставив мнение ученых от
образования и ученых–геологов, прослеживаю единство взглядов в области геоэкологического
воспитания и образования обучающихся. Социальный
заказ на выпускника предусматривает хорошую научную основу, активную
жизненную позицию, социальную мобильность, высокую ответственность за свою
деятельность и всего общества в вопросах поддержания экологического равновесия.
Поэтому делаю вывод, что вступив в областное детско–юношеское геологическое
движение и направив свою деятельность в основном на изучение геоэкологических проблем
Омского Прииртышья, мы с ребятами сделали правильный выбор.
В Омской области разработана и является региональным компонентом в
учебном плане Программа для общеобразовательных учреждений «Омское Прииртышье».
В ней указано: «В Российской Федерации существенно изменились представления
людей о самих себе, продолжается процесс формирования новых идентичностей, в
том числе национальных. Таким образом, одной из приоритетных задач, стоящих
перед региональными системами образования, является формирование национально –
регионального компонента содержания общего образования и введение его в
педагогическую практику».
Жизнь каждого человека тесно связана с территорией, на
которой он родился или проживает. Родина. Короткое, святое слово. Родина - это
и наша необъятная страна Россия, и маленький сибирский городок Калачинск, и
село или деревушка, затерявшаяся в необозримых сибирских просторах.
Для школ и внешкольных учреждений экспедиционная работа ,
без которой немыслимо освоение геоэкологических знаний и умений, является одной
из форм воспитательного процесса и дополнительного образования обучающихся.
Поэтому Главным направлением клуба была выбрана экспедиционная
деятельность по изучению геологии и экологии родного Омского Прииртышья. И «КАЮГ»
не изменяет свои позиции.
В начале экспедиции проводились
по изучению отдельных геологических объектов. Ребята исследовали Сорочинское
проявление ракушечника, обнажения карьера «Калачинский», экзогенные геологические
процессы по берегам реки Омь. Заинтересовались и исследовали процессы образования меандр и озер – стариц
на территории Калачинского района, Омской области.
Летом 2006 года в рамках губернаторской
Программы члены клуба «КАЮГ» стали участниками экспедиции по изучению состояния
геологических памятников природы Омского Прииртышья. (7 по 20 августа 2006г.).
Были изучены геологический памятники природы «Берег Черского», «Берег
Драверта», «Серебрянский провал», «Урочище Бешаул» на Иртыше.
Работая с учеными и специалистами, юные геологи прошли
геологическую практику, а также узнали как нужно вести себя в охраняемой
территории, познакомились с правовой базой. В скором времени нам с ребятами
посчастливилось проверить все изученное на практике. В экспедиции по Омскому
Прииртышью зачетной работой юных геологов стало самостоятельное геологическое
описание Крутого Лога в селе Ново-Покровка Горьковского района. По результатам
работы ребята предложили Омскому отделению Русского географического общества объявить
Крутой Лог памятником природы муниципального значения. Они самостоятельно
доказали уникальность этого природного объекта, выступили с докладом на двух
конференциях НОУ «Поиск» и «Летопись сибирских деревень».
По заданию Администрации района КАЮГОМ проведено геолого – экологическое
изучение скважины термальных вод у села Кабанье Калачинского района. Ребята
поразились безхозяйственности по отношению к этому уникальному для района
объекту. Сделав учебно – исследовательскую работу, обратились с ней в администрацию
Кабаньевского сельского поселения. Приехав на скважину ровно через год,
увидели, что наведен полный порядок.
Наша деятельность была замечена. И под
руководством методиста «Детско –
юношеского Центра туризма и краеведения»
Валитова Ринада Габдрахимовича была проведена многодневная экспедиция по
комплексному изучению водосборного бассейна реки Омь. Во время экспедиции обучающиеся получили возможность
обогатить свои знания новой информацией, а также применить имеющиеся навыки на
практике. Через практическую работу на маршруте формировались новые умения
работы с различными источниками знаний с приборами и оборудованием.
2010 год. Экспедиция по
заданию Омского отделения РГО на недостроенный канал «Иртыш – Омь». Ребята
мечтали о такой работе. Работали заинтересовано и самоотверженно. И когда
читаешь выводы по работе ученицы 7 класса Лаврищевой Светланы, знаешь, делается
нужное и правильное дело. Вот что она пишет: « Во время экспедиции мы изучили состояние магистрального канала «Иртыш
– Омь». Больно и обидно, что в сооружение такого нужного людям объекта вложены
напрасно огромные средства и усилия людей. А сколько еще «недостроев» по
области и стране. Мы делаем вывод, что нужно быть ответственнее, бережно
относится к природным богатствам и хозяйственным объектам. И тогда нашей России
не будут страшны никакие кризисы!».
С тех пор стало традицией Калачинских юных геологов проводить
ежегодные экспедиции, полевые работы по изучению природы Омского Прииртышья.
2011 год не стал исключением. Каюговцы провели исследования
плотин на малых реках Омской областм: Бызовке, Сухо – Карасук, Саргатке. Она
проводилась по Геологическому заданию Омского отделения РГО. Мы с ребятами
приняли участие в Областной акции «За чистоту озер!» совместно с Экоцентром
города Омска. Азакончилось полевое лето четырехдневной экспедицией на озеро
Эбейты – памятник природы Омского Прииртышья.
Мы не замыкаемся только на изучении
родного края. Геолога манят дороги. А в
дороге всегда «Чуда ждешь за речным поворотом…». Настоящим чудом для каюговцев
стала поездка в национальный парк «Бурабай» (Боровое) Северного Казахстана.
Незабываемые экспедиции на Южный Урал (Таганай), Горный
Алтай не только показали ребятам красоту нашей Родины, но и пополнили
геологическую коллекцию минералов и горных пород.
На Алтае интересно!
Замечательное место!
Величаво и красиво!
Как прекрасна ты Россия!!
Изучая общую геологию и выдающихся геологов, ребята
поставили цель: ежегодно готовить доклад о жизни и деятельности одного из
геологов – исследователей Омского Прииртышья. Успешно выполнены работы о П.Л.
Драверте, Д.Н. Фиалкове, И.Д. Черском, Васильеве.
Члены клуба «КАЮГ» - активные участники мероприятий
разного уровня: от школьного до Всероссийского. Четырежды они в составе сборной
команды Омской области успешно выступали на Всероссийских слетах юных геологов:
в Уфе (Коваленко Елена), В Красноярском крае (Трифонов Владимир, Красиков
Алексей), в Таганроге (Красиков Алексей, Кунгулова Эльвира), Томске (Кунгулова
Эльвира).
География участия в конкурсах, олимпиадах, научно –
практических конференциях такова: Калачинск, Омск, Москва, Санкт – Петербург,
Челябинск, Пермь, Новосибирск, Красноярск, Уфа, Таганрог, Томск..
Во время экспедиционной работы идет активный, творческий
процесс познания окружающего мира. У ребят вырабатывается твердая жизненная
позиция: «Изучай! Люби и любуйся! Не навреди!».
А еще, в полевых условиях среди разных по возрасту и
характеру людей у ребенка развивается способность уживаться с другими,
участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно.
Запоминаются на всю жизнь вечера у костра, когда ребята учатся общаться со
своими сверстниками, спорить и доказывать свое мнение по самым разным, порой
глобальным вопросам человечества.
Экспедиционная работа, как и любая другая, должна иметь
свои результаты. С практической точки зрения – это полученные новые знания в
области экологии и смежных наук, выполненные исследовательские работы,
созданные коллекции для кабинета географии, участие в конференциях, слетах,
олимпиадах, выступление перед одноклассниками на уроках географии. Это конечно
очень ценно. Но главную свою задачу вижу в том, чтобы «научить своих ребят
жизни», чтобы они увидели какой это прекрасный, бесценный дар человеку, и как
можно ее интересно прожить.
Естественный
вопрос: «Как нам это все удаётся?»
1. Вся работа в Калачинском районе строится
под девизом «Все лучшее – детям!».
2. Поддерживаются все полезные детские и
взрослые инициативы и проекты, направленные на всестороннее развитие
калачинских ребятишек.
3. Финансируются наши экспедиции
муниципалитетом в доле с родителями.
4. В районе куплен специальный детский
туристический автобус, который ни дня не стоит на месте.
А так же… Мы поддерживаем связь с учеными г. Омска, Областным детско–юношеским центром
туризма и краеведения, Экоцентром, Краеведческим музеем, Территориальным Фондом
геологической информации, кружками юных геологов Омской области.
|