ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДЕТСКОГО РИСОВАНИЯ.
Дети, подростки
и юноши составляют значительную часть человеческого сообщества, они являются
действующими лицами социокультурного процесса, активной творческой армией. Их
творчество – очевидный факт человеческой культуры. Вступая в жизнь, дети
открывают для себя огромный мир, взаимодействуют с ним, претворяют свои
впечатления в речи, игре, рисовании, лепке, конструировании.
Детское рисование – явление, повсеместно наблюдаемое и исторически устойчивое.
Рисование возникает самопроизвольно как потребность развивающейся личности
ребенка, становясь любимым занятием, доставляющим детям много положительных
переживаний. Это интересное, увлекательное, волнующее действие с реальным,
видимым результатом – рисунком. Детские рисунки вызывают отклик у зрителей,
удивляют своей эмоциональностью, содержательностью и образностью; их собирают,
хранят, экспонируют на выставках, изучают.
Научно-познавательный интерес к
детскому художественному творчеству развивался в разных направлениях, и
постепенно определились главные аспекты его исследования: педагогический,
психологический и искусствоведческий. К настоящему времени педагогической
наукой четко определены основные воспитательно-образовательные функции детского
рисования. Оно является активным средством личностного развития, средством
познания и преобразования действительности, средством социальной адаптации и
нравственного воспитания, средством приобщения к культуре и искусству,
средством творческой самореализации ребенка. Полезность его для педагогов
очевидна, споры вызывали лишь методические проблемы.
Психологические исследования
детского рисования в XX веке были направлены на изучение законов развития
детской психики, определение умственного развития детей, определение и развитие
специальных художественных способностей детей, психоаналитические исследования
творческой активности детей разных полов, использование детского рисования в
психотерапевтической практике (арт-терапия) и прочее. Учеными были исследованы
возрастные, физиологически обусловленные особенности детского рисования и
определены его психологические функции, такие как:
·
когнитивная (функция познания),
·
эстетическая (функция чувственного развития),
·
коммуникативная (функция общения),
·
символическая (функция знаково-символического
мышления),
·
компенсаторная (функция психорегуляции) и
другие.
Художники увидели в
детских рисунках большую художественную выразительность и творческую
оригинальность. Они не только восхищаются рисунками детей, но само отношение
детей к рисованию – искреннее, простодушное, игровое – многие пытаются взять
для себя в качестве творческого метода. Особый интерес к изучению
художественной природы детского творчества все активнее проявляют
искусствоведы, теоретики искусства, стремясь понять основы и природу искусства.
Столь пристальное изучение
рисунков детей разного возраста обнаружило определенную динамику их
изобразительно-художественного творчества в закономерной зависимости от
личностного (психофизиологического и социального) развития. Исследуя зарождение
и развитие художественного образа в детских рисунках, морфологию изображения,
становление изобразительных форм и композиционных структур, специалисты пришли
к выводу о том, что закономерности развития детского рисования представляются
общими для всех детей, а качество и возрастные границы имеют индивидуальные
параметры. Осознание динамики развития детского рисования как
художественно-творческого феномена привело к определению его значимых периодов.
Начальный период определяется как фаза доизобразительного рисования (от 1 года
до 3-х лет), а рисунки – как выражение двигательной активности и эмоциональной
экспрессии ребенка. Рисование начинается в процессе освоения окружающей
действительности ребенком как результат манипуляции различными предметами,
оставляющими и фиксирующими след, и представляет собой «чирканье» и «пачканье»,
а основной набор графических следов – это случайные точки, штрихи, пятна.
Каждый ребенок повторяет те движения, которые по каким-либо причинам
предпочтительны для него, более соответствуют его душевному состоянию и
эмоциональному побуждению. Рисунки фиксируют след этих движений и являются
выражением ритма внутренних состояний через переживание движения тела. Когда
ребенок начинает постигать некую закономерность в чирканье, он пробует уже
волевое, намеренное использование тех или иных штрихов. Последовательно
механическое чирканье переходит в «каракульное рисование», то есть в рисование
комбинаций из графических элементов (каракуль), создаваемых и видоизменяемых по
воле малыша.
Анализ множества детских рисунков
раннего периода обнаруживает, что все они имеют индивидуальный характер,
экспрессивную выразительность и содержат в себе конкретный эмоциональный образ.
Чтобы закрепить эти достижения, необходимо предоставлять ребенку рисовальные
материалы и оказывать поддержку вниманием и похвалой.
Следующая фаза – изображение как
образ предмета (от 3-х до 5-ти лет). В опыте рисовальной деятельности ребенка
постепенно укрепляется стремление к организации графических, цветных и
пластических элементов в целостные объекты (образы), в более или менее
определенные фигуры. Изображение в детском рисунке начинает становиться образом
предмета. Появляются простейшие схемы реальных форм, уточняются формальные
характеристики деревьев, зданий, предметов, изобретаются способы и формы
изображения явлений природы.
Первоначально и цвет
используется ребенком предметно, он однозначно применяется для обозначения
главной характеристики изображения (солнце – желтое, трава – зеленая, небо –
синее, яблоко – красное, медведь – коричневый, мышка – серая и т.д.). Рисуемые
формы пока свободно размещаются на листе бумаги, являя только свою «самость»,
но постепенно единичные герои, предметы, образы в рисунках начинают
взаимодействовать. Обозначение значимых связей между персонажами в рисунке
может быть выражено их взаиморасположением, размерами и ориентированием на
листе, конструктивно-ритмическим и цветовым решением фигур. Их положение слева,
справа, сверху, снизу имеет свое психологически обоснованное, выразительное
значение и делает рисунок образным и динамичным. Необходимо предоставлять детям
много впечатлений и приглашать их к собственному претворению возникающих
образов в рисунках, создавать благоприятные условия для творчества.
Постепенно в своем рисовальном опыте
ребенок выходит на иной уровень художественно-творческих задач, и наступает
следующая фаза в детском рисовании – изображение как образ явления-события
(возраст от 5 до 7 лет). Увеличивается мир детских интересов, чувств,
переживаний; на собственном жизненном опыте постигается суть
причинно-следственных связей, расширяется тематика детских рисунков. Этот
возраст по праву назван исследователями «золотым веком» детского рисования. В
данный период происходит общий подъем эмоциональной и интеллектуальной
активности детей, а целостность интеллектуально-эмоциональных операций является
основой художественно-творческого освоения мира.
Детское рисование
обнаруживает такие устойчивые характерные признаки, как искренность, повышенная
эмоциональность, свобода и оригинальность фантазии, простота и уверенность
детской логики, оптимизм в трактовке образов, смелость композиционных решений,
изобретательность в использовании изобразительных средств, большая
продуктивность... Детьми осваиваются особые композиционно-выразительные
средства – пропорциональность величин форм и их частей, ритмическая динамика
линий и форм, ориентированное положение изображений в формате листа, живописный
психологизм цвета и цветовых сочетаний (цветонасыщенность, светонасыщенность,
тепло-холодность). Юные рисовальщики по-своему решают проблемы изображения
движения, времени и пространства, удивляя зрителей изобретательностью. Дети
вольны в выборе тем, в их трактовке, в средствах выражения.
Ребенок не просто
воспроизводит то, что видит и знает, но по-своему задумывает и строит свой
рисунок-рассказ. Рисунки детей этого возраста отличаются индивидуальной манерой
рисования, они выразительны, изобразительны, повествовательны и поучительны.
Наивная образность детских рисунков доходит до высокого символизма, поражая
фантазией, наблюдательностью и первозданной мудростью детей.
Занятия рисованием в этом
возрасте для всех без исключения детей должны быть систематическими,
увлекательными, интересными, содержательными, развивающими. Это укрепит желание
детей рисовать, даст им ощущение свободы, радости и успешной продуктивности в
творчестве, осознание поступательности собственного развития.
Дальнейшее развитие детского
рисования выводит его на уровень решения новых задач, а именно – изображение
как образ знания (7-10 лет). В этот период в детском изобразительном творчестве
начинает преобладать аналитический принцип, основанный на активизации
зрительного восприятия и логического мышления в школьном образовании. Развитие
устной и письменной речи, приобщение детей к новым источникам информации, к
разным видам деятельности приводит к тому, что детское рисование перестает быть
ведущей формой творчества дошкольного детства и переходит на положение
прикладной, обслуживающей интеллектуальные задачи школьного развития.
Тематика рисунков и их
трактовка раскрывают тот объем, характер и уровень знаний, которыми обладает
ребенок. Познавательные моменты начинают господствовать над фантазией, эмоцией
и художественной волей ребенка. На базе обретаемых знаний формируется
зрительная концепция образа мира. Рисунки становятся
сюжетно-повествовательными, более точными в пропорциях и конструкции
изображаемых фигур, предметов, механизмов. В рисунках происходит централизация
композиции, возникает идея «загораживания» одних предметов другими, делаются
попытки передачи их объемности и иллюзорно-перспективного пространства. В целом
устанавливается принцип «отстраненности», как бы «объективного» взгляда на
изображаемую действительность.
Дети начинают строго судить
свое рисовальное творчество и рисунки других детей. Технические и формальные
трудности в осуществлении художественного замысла кажутся порой непреодолимыми,
а «взрослое искусство», все более открывающееся ребенку и привлекательное для
него, находится за порогом специального профессионального обучения навыкам
реалистического изображения.
Не многие дети хотят и могут
включиться в такое специальное обучение, и все это приводит к тому, что
большинство из них теряет интерес к рисованию, компенсируя его интересом к
чтению, к компьютеру, к зрелищным формам досуга и коллективным занятиям.
Рисование из средства самовыражения и межличностного общения становится
способом общения с собой, начинает использоваться в качестве душевного дневника
для выражения потаенных мыслей, для иллюстрирования собственных литературных
сочинений, для записи происшедших событий и игры (комиксы), т.е. обретает
сугубо прикладное значение, и детские рисунки постепенно утрачивают прежнюю
художественную образность.
В этот период некоторые дети
сосредотачивают все рисовальные средства на интересующих их темах, становясь
«узкими специалистами» в рисовании лошадей, кораблей, автомобилей, технических
новшеств, насекомых, доисторических животных, архитектурных сооружений и т.п.
Такие рисунки фиксируют углубленные знания детей о чем-либо, исчерпывая этим
все личностные творческие потребности. Ну, а те, кто продолжает свои занятия в
изостудиях или в художественных школах, на учебных занятиях рисованием с
натуры, постигают законы реалистического изображения. Учебное рисование ставит
перед юными художниками системные ряды задач, которые четко формулируются
педагогом и соответственно оцениваются. Так естественное детское рисование
переходит в русло управляемой, руководимой деятельности. Учебное рисование так
же представляет изображение как образ специального знания.
Изображение как художественный
объект – актуальная фаза в рисовании детей 10 – 12-ти лет. Рисование в
освоенных ранее формах перестает быть актуальным способом самореализации
ребенка, и собственные рисунки его больше не удовлетворяют. Наступает
стремление быть свободным и результативным в действиях, настает психологически
благоприятный период для продуктивной деятельности, для занятий художественным
творчеством в разных материалах, возникает интерес к рукоделию, к
моделированию, к художественному труду, к технологии.
В художественном творчестве детей доминирующей
становится исследовательская и созидательная активность; на смену
художественному изображению выступает художественный объект. В рисунке
изображение старательно отделывается, и техническая сторона исполнения
становится порой важнее его содержания. Девочки проявляют склонность к
орнаментально-декоративному рисованию, а мальчиков привлекает динамическое
рисование комиксов и карикатур, оформление школьных газет, плакатов и
праздников. Предпочтительными оказываются коллективные формы рисования –
роспись стен, оформительских панно, театральных занавесов. Создание
художественных объектов становится особой творческой деятельностью детей и в их
сознании порой отделяется от рисования.
Само же рисование детей в период 12 –
14-ти лет переходит в стадию – изображение как образ проблемы-идеи. К этому
возрасту в результате школьного образования ребенком обретен большой объем
фактических знаний и опыт размышлений, которые ищут своего применения в личном
интеллектуальном творчестве. В этот период дети с большим увлечением рисуют
сложные, подробные, многодетальные композиции на темы своих фантазий и
собственных представлений о космосе, антимирах, исторических событиях и прочем
с позиций личного участия и оценки. Возникают сюрреалистические композиции,
напряженные по образному оформлению через усиленную активность цвета, буквально
физиологически переживаемую деформацию объектов и обжигающие световые отношения
красок. Абстрактные узорные композиции создаются не из рядов повторяющихся
орнаментов, а развиваются от центра, от пятна, от фигуры, растут и
видоизменяются соответственно внутреннему ритму и эмоциональному состоянию.
Такие рисунки возникают как выражение какого-то настроения или идеи (например:
«весеннее возрождение», «тоскливое одиночество», «печальная мелодия», «гимн
радости», «злой мир» и т.п.).
Для подростка оказывается
психологически важным значение абстрактного моделирования как фактора
раскрытия, трансформации и тренинга своих творческих способностей в передаче
разных душевных состояний – лирического, драматического, оптимистического,
трагического. Эти рисунки явно художественного порядка. Рисование подростков
также обслуживает потаенные сферы их психической жизни; рисунки возникают в
школьных учебниках и тетрадях, в личных дневниках, в письмах и «анкетах»
друзей. В этот период начинают заметно проявляться гендерные (поло-ролевые)
особенности и различия в рисовании. Рисункам мальчиков свойственны
лаконичность, плакатность или утрированная пространственность, космичность
композиционных решений, а работы девочек отличает повествовательное рисование
деталей, среды, сложная проработка фигур и фона. Одних волнует сила ощущений,
других – значение событий и обстоятельств. «Внутренний образ» основывается на
чисто субъективных отвлеченных ощущениях и представлениях; рисунок обретает
глубинные, часто скрытые смыслы, иносказания. А для иносказания есть много средств:
цвет, фактура, тон, символичные формы, знаки. Тематика многих рисунков этого
возраста отображает нравственные искания подростков; суждения – категоричны,
характеристики – конкретны. В рисунках – предельное напряжение формы,
психологическая выразительность цвета. Даже натурные работы драматизируются, а
композиции по авторскому замыслу отличает символичность трактовок волнующих
проблем и идей.
Взрослеющие подростки испытывают
психологическую потребность самопознания и самоопределения в этом мире и начинают
использовать рисование как способ зафиксировать свои внутренние состояния и
визуально оформить свой образ; наступает фаза – изображение как образ
внутреннего «Я» (14 – 17 лет).
В психологии старших
подростков происходит поворот от реакции на внешнее к оценке своих внутренних
состояний, формируется образ себя самого. Это время определения своих
устремлений и предпочтений в самореализации. Многие подростки вновь обращаются
к изобразительной деятельности, возникает сознательный интерес к овладению техниками
и достижению эстетического эффекта разными приемами и материалами. Самым
распространенным мотивом рисования становится автопортрет. Происходит
активизация философского сознания в определении своего идеала. Рисуются образы
идеальных персонажей, портреты великих людей. В рисовании доминирующей
становится умозрительная активность, претворяются образы представлений, которые
решают задачу проявления внутреннего «Я».
Изобразительные приемы и
техники, композиционные решения реализуются теперь с учетом собственного
предыдущего опыта и знаний из истории и практики профессионального искусства. В
творчестве юных художников часто встречаются подражания манерам знаменитых и
модных художников, а также происходит дальнейшее углубление поисков собственного
живописного языка. Завершается этот период выходом в самостоятельное творчество
и в осознание необходимости серьезного освоения изобразительной грамоты на
профессиональных основах. Подростки стремятся к систематическим и углубленным
занятиям, обращаются к рисованию с натуры, осваивают основы академической
грамоты, изобразительные техники и приемы.
К 17-ти годам детство завершается,
но продолжается личностное развитие человека. Этот этап психического развития
многими исследователями определяется как период врастания индивидуальной
психики в объективный и нормативный дух эпохи, в культуру и социум своего
времени. Актуальным становится самоопределение на основе устойчиво сложившихся
интересов и стремлений личности, выбор дальнейшего жизненного пути. Здесь
обращение к изобразительной деятельности происходит как ориентация на
художественную профессию, на обучение с целью достижения высоких
профессиональных результатов и определение собственной судьбы в художественном
творчестве.
Детские рисунки являются самым
достоверным материалом для анализа эффективности педагогической деятельности
взрослого, взявшегося за занятия изобразительным искусством с детьми. Чем
больше раскрывается в рисунках детей художественная природа их творчества, чем
очевиднее их личностное и творческое развитие, тем лучше результат
педагогической деятельности.
В бесконечном течении времени
меняются условия и образ жизни людей, их убеждения, ценностные приоритеты,
цели. Но природа детства такова, что каждый входящий в жизнь ребенок осваивает
окружающую его действительность через чувственное восприятие и собственное
осознание, через впечатления и индивидуально возникающие образы, через
необходимость принимать самостоятельные решения и делать выбор, через
реализацию и развитие своих способностей. Все это и определяет важнейшее
значение детского творчества в начале жизненного пути человека. А
художественное творчество окрашивает детский мир красотой и богатством
всех цветов жизни, наполняя души детей светлой радостью, добрыми помыслами и верой
в себя.
Занятия художественным творчеством,
приобщение к искусству – надежные средства развития способностей детей,
актуализации их собственных ресурсов воображения, фантазирования,
изобретательства, а мудрый педагог поможет им найти себя в творчестве. |