Понедельник, 23.12.2024, 08:23
Приветствую Вас Гость | RSS

"Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [5]
Статьи работников Центра и наших партнеров
Информационные письма [2]
Материалы с семинаров и олимпиад [0]
Категории каналов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Художественная природа детского рисования

                ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДЕТСКОГО РИСОВАНИЯ.
         Дети, подростки и юноши составляют значительную часть человеческого сообщества, они являются действующими лицами социокультурного процесса, активной творческой армией. Их творчество – очевидный факт человеческой культуры. Вступая в жизнь, дети открывают для себя огромный мир, взаимодействуют с ним, претворяют свои впечатления в речи, игре, рисовании, лепке, конструировании.
Детское рисование – явление, повсеместно наблюдаемое и исторически устойчивое. Рисование возникает самопроизвольно как потребность развивающейся личности ребенка, становясь любимым занятием, доставляющим детям много положительных переживаний. Это интересное, увлекательное, волнующее действие с реальным, видимым результатом – рисунком. Детские рисунки вызывают отклик у зрителей, удивляют своей эмоциональностью, содержательностью и образностью; их собирают, хранят, экспонируют на выставках, изучают.


        Научно-познавательный интерес к детскому художественному творчеству развивался в разных направлениях, и постепенно определились главные аспекты его исследования: педагогический, психологический и искусствоведческий. К настоящему времени педагогической наукой четко определены основные воспитательно-образовательные функции детского рисования. Оно является активным средством личностного развития, средством познания и преобразования действительности, средством социальной адаптации и нравственного воспитания, средством приобщения к культуре и искусству, средством творческой самореализации ребенка. Полезность его для педагогов очевидна, споры вызывали лишь методические проблемы.
       Психологические исследования детского рисования в XX веке были направлены на изучение законов развития детской психики, определение умственного развития детей, определение и развитие специальных художественных способностей детей, психоаналитические исследования творческой активности детей разных полов, использование детского рисования в психотерапевтической практике (арт-терапия) и прочее. Учеными были исследованы возрастные, физиологически обусловленные особенности детского рисования и определены его психологические функции, такие как:

·      когнитивная (функция познания),

·      эстетическая (функция чувственного развития),

·      коммуникативная (функция общения),

·      символическая (функция знаково-символического мышления),

·      компенсаторная (функция психорегуляции) и другие.

      Художники увидели в детских рисунках большую художественную выразительность и творческую оригинальность. Они не только восхищаются рисунками детей, но само отношение детей к рисованию – искреннее, простодушное, игровое – многие пытаются взять для себя в качестве творческого метода. Особый интерес к изучению художественной природы детского творчества все активнее проявляют искусствоведы, теоретики искусства, стремясь понять основы и природу искусства.
       Столь пристальное изучение рисунков детей разного возраста обнаружило определенную динамику их изобразительно-художественного творчества в закономерной зависимости от личностного (психофизиологического и социального) развития. Исследуя зарождение и развитие художественного образа в детских рисунках, морфологию изображения, становление изобразительных форм и композиционных структур, специалисты пришли к выводу о том, что закономерности развития детского рисования представляются общими для всех детей, а качество и возрастные границы имеют индивидуальные параметры. Осознание динамики развития детского рисования как художественно-творческого феномена привело к определению его значимых периодов.
Начальный период определяется как фаза доизобразительного рисования (от 1 года до 3-х лет), а рисунки – как выражение двигательной активности и эмоциональной экспрессии ребенка. Рисование начинается в процессе освоения окружающей действительности ребенком как результат манипуляции различными предметами, оставляющими и фиксирующими след, и представляет собой «чирканье» и «пачканье», а основной набор графических следов – это случайные точки, штрихи, пятна. Каждый ребенок повторяет те движения, которые по каким-либо причинам предпочтительны для него, более соответствуют его душевному состоянию и эмоциональному побуждению. Рисунки фиксируют след этих движений и являются выражением ритма внутренних состояний через переживание движения тела. Когда ребенок начинает постигать некую закономерность в чирканье, он пробует уже волевое, намеренное использование тех или иных штрихов. Последовательно механическое чирканье переходит в «каракульное рисование», то есть в рисование комбинаций из графических элементов (каракуль), создаваемых и видоизменяемых по воле малыша.
     Анализ множества детских рисунков раннего периода обнаруживает, что все они имеют индивидуальный характер, экспрессивную выразительность и содержат в себе конкретный эмоциональный образ. Чтобы закрепить эти достижения, необходимо предоставлять ребенку рисовальные материалы и оказывать поддержку вниманием и похвалой.
      Следующая фаза – изображение как образ предмета (от 3-х до 5-ти лет). В опыте рисовальной деятельности ребенка постепенно укрепляется стремление к организации графических, цветных и пластических элементов в целостные объекты (образы), в более или менее определенные фигуры. Изображение в детском рисунке начинает становиться образом предмета. Появляются простейшие схемы реальных форм, уточняются формальные характеристики деревьев, зданий, предметов, изобретаются способы и формы изображения явлений природы.

       Первоначально и цвет используется ребенком предметно, он однозначно применяется для обозначения главной характеристики изображения (солнце – желтое, трава – зеленая, небо – синее, яблоко – красное, медведь – коричневый, мышка – серая и т.д.). Рисуемые формы пока свободно размещаются на листе бумаги, являя только свою «самость», но постепенно единичные герои, предметы, образы в рисунках начинают взаимодействовать. Обозначение значимых связей между персонажами в рисунке может быть выражено их взаиморасположением, размерами и ориентированием на листе, конструктивно-ритмическим и цветовым решением фигур. Их положение слева, справа, сверху, снизу имеет свое психологически обоснованное, выразительное значение и делает рисунок образным и динамичным. Необходимо предоставлять детям много впечатлений и приглашать их к собственному претворению возникающих образов в рисунках, создавать благоприятные условия для творчества.
     Постепенно в своем рисовальном опыте ребенок выходит на иной уровень художественно-творческих задач, и наступает следующая фаза в детском рисовании – изображение как образ явления-события (возраст от 5 до 7 лет). Увеличивается мир детских интересов, чувств, переживаний; на собственном жизненном опыте постигается суть причинно-следственных связей, расширяется тематика детских рисунков. Этот возраст по праву назван исследователями «золотым веком» детского рисования. В данный период происходит общий подъем эмоциональной и интеллектуальной активности детей, а целостность интеллектуально-эмоциональных операций является основой художественно-творческого освоения мира.

      Детское рисование обнаруживает такие устойчивые характерные признаки, как искренность, повышенная эмоциональность, свобода и оригинальность фантазии, простота и уверенность детской логики, оптимизм в трактовке образов, смелость композиционных решений, изобретательность в использовании изобразительных средств, большая продуктивность... Детьми осваиваются особые композиционно-выразительные средства – пропорциональность величин форм и их частей, ритмическая динамика линий и форм, ориентированное положение изображений в формате листа, живописный психологизм цвета и цветовых сочетаний (цветонасыщенность, светонасыщенность, тепло-холодность). Юные рисовальщики по-своему решают проблемы изображения движения, времени и пространства, удивляя зрителей изобретательностью. Дети вольны в выборе тем, в их трактовке, в средствах выражения.

    Ребенок не просто воспроизводит то, что видит и знает, но по-своему задумывает и строит свой рисунок-рассказ. Рисунки детей этого возраста отличаются индивидуальной манерой рисования, они выразительны, изобразительны, повествовательны и поучительны. Наивная образность детских рисунков доходит до высокого символизма, поражая фантазией, наблюдательностью и первозданной мудростью детей.

      Занятия рисованием в этом возрасте для всех без исключения детей должны быть систематическими, увлекательными, интересными, содержательными, развивающими. Это укрепит желание детей рисовать, даст им ощущение свободы, радости и успешной продуктивности в творчестве, осознание поступательности собственного развития.
     Дальнейшее развитие детского рисования выводит его на уровень решения новых задач, а именно – изображение как образ знания (7-10 лет). В этот период в детском изобразительном творчестве начинает преобладать аналитический принцип, основанный на активизации зрительного восприятия и логического мышления в школьном образовании. Развитие устной и письменной речи, приобщение детей к новым источникам информации, к разным видам деятельности приводит к тому, что детское рисование перестает быть ведущей формой творчества дошкольного детства и переходит на положение прикладной, обслуживающей интеллектуальные задачи школьного развития.

     Тематика рисунков и их трактовка раскрывают тот объем, характер и уровень знаний, которыми обладает ребенок. Познавательные моменты начинают господствовать над фантазией, эмоцией и художественной волей ребенка. На базе обретаемых знаний формируется зрительная концепция образа мира. Рисунки становятся сюжетно-повествовательными, более точными в пропорциях и конструкции изображаемых фигур, предметов, механизмов. В рисунках происходит централизация композиции, возникает идея «загораживания» одних предметов другими, делаются попытки передачи их объемности и иллюзорно-перспективного пространства. В целом устанавливается принцип «отстраненности», как бы «объективного» взгляда на изображаемую действительность.

     Дети начинают строго судить свое рисовальное творчество и рисунки других детей. Технические и формальные трудности в осуществлении художественного замысла кажутся порой непреодолимыми, а «взрослое искусство», все более открывающееся ребенку и привлекательное для него, находится за порогом специального профессионального обучения навыкам реалистического изображения.
    Не многие дети хотят и могут включиться в такое специальное обучение, и все это приводит к тому, что большинство из них теряет интерес к рисованию, компенсируя его интересом к чтению, к компьютеру, к зрелищным формам досуга и коллективным занятиям. Рисование из средства самовыражения и межличностного общения становится способом общения с собой, начинает использоваться в качестве душевного дневника для выражения потаенных мыслей, для иллюстрирования собственных литературных сочинений, для записи происшедших событий и игры (комиксы), т.е. обретает сугубо прикладное значение, и детские рисунки постепенно утрачивают прежнюю художественную образность.

    В этот период некоторые дети сосредотачивают все рисовальные средства на интересующих их темах, становясь «узкими специалистами» в рисовании лошадей, кораблей, автомобилей, технических новшеств, насекомых, доисторических животных, архитектурных сооружений и т.п. Такие рисунки фиксируют углубленные знания детей о чем-либо, исчерпывая этим все личностные творческие потребности. Ну, а те, кто продолжает свои занятия в изостудиях или в художественных школах, на учебных занятиях рисованием с натуры, постигают законы реалистического изображения. Учебное рисование ставит перед юными художниками системные ряды задач, которые четко формулируются педагогом и соответственно оцениваются. Так естественное детское рисование переходит в русло управляемой, руководимой деятельности. Учебное рисование так же представляет изображение как образ специального знания.
     Изображение как художественный объект – актуальная фаза в рисовании детей 10 – 12-ти лет. Рисование в освоенных ранее формах перестает быть актуальным способом самореализации ребенка, и собственные рисунки его больше не удовлетворяют. Наступает стремление быть свободным и результативным в действиях, настает психологически благоприятный период для продуктивной деятельности, для занятий художественным творчеством в разных материалах, возникает интерес к рукоделию, к моделированию, к художественному труду, к технологии.

     В художественном творчестве детей доминирующей становится исследовательская и созидательная активность; на смену художественному изображению выступает художественный объект. В рисунке изображение старательно отделывается, и техническая сторона исполнения становится порой важнее его содержания. Девочки проявляют склонность к орнаментально-декоративному рисованию, а мальчиков привлекает динамическое рисование комиксов и карикатур, оформление школьных газет, плакатов и праздников. Предпочтительными оказываются коллективные формы рисования – роспись стен, оформительских панно, театральных занавесов. Создание художественных объектов становится особой творческой деятельностью детей и в их сознании порой отделяется от рисования.
    Само же рисование детей в период 12 – 14-ти лет переходит в стадию – изображение как образ проблемы-идеи. К этому возрасту в результате школьного образования ребенком обретен большой объем фактических знаний и опыт размышлений, которые ищут своего применения в личном интеллектуальном творчестве. В этот период дети с большим увлечением рисуют сложные, подробные, многодетальные композиции на темы своих фантазий и собственных представлений о космосе, антимирах, исторических событиях и прочем с позиций личного участия и оценки. Возникают сюрреалистические композиции, напряженные по образному оформлению через усиленную активность цвета, буквально физиологически переживаемую деформацию объектов и обжигающие световые отношения красок. Абстрактные узорные композиции создаются не из рядов повторяющихся орнаментов, а развиваются от центра, от пятна, от фигуры, растут и видоизменяются соответственно внутреннему ритму и эмоциональному состоянию. Такие рисунки возникают как выражение какого-то настроения или идеи (например: «весеннее возрождение», «тоскливое одиночество», «печальная мелодия», «гимн радости», «злой мир» и т.п.).

     Для подростка оказывается психологически важным значение абстрактного моделирования как фактора раскрытия, трансформации и тренинга своих творческих способностей в передаче разных душевных состояний – лирического, драматического, оптимистического, трагического. Эти рисунки явно художественного порядка. Рисование подростков также обслуживает потаенные сферы их психической жизни; рисунки возникают в школьных учебниках и тетрадях, в личных дневниках, в письмах и «анкетах» друзей. В этот период начинают заметно проявляться гендерные (поло-ролевые) особенности и различия в рисовании. Рисункам мальчиков свойственны лаконичность, плакатность или утрированная пространственность, космичность композиционных решений, а работы девочек отличает повествовательное рисование деталей, среды, сложная проработка фигур и фона. Одних волнует сила ощущений, других – значение событий и обстоятельств. «Внутренний образ» основывается на чисто субъективных отвлеченных ощущениях и представлениях; рисунок обретает глубинные, часто скрытые смыслы, иносказания. А для иносказания есть много средств: цвет, фактура, тон, символичные формы, знаки. Тематика многих рисунков этого возраста отображает нравственные искания подростков; суждения – категоричны, характеристики – конкретны. В рисунках – предельное напряжение формы, психологическая выразительность цвета. Даже натурные работы драматизируются, а композиции по авторскому замыслу отличает символичность трактовок волнующих проблем и идей.
     Взрослеющие подростки испытывают психологическую потребность самопознания и самоопределения в этом мире и начинают использовать рисование как способ зафиксировать свои внутренние состояния и визуально оформить свой образ; наступает фаза – изображение как образ внутреннего «Я» (14 – 17 лет).

    В психологии старших подростков происходит поворот от реакции на внешнее к оценке своих внутренних состояний, формируется образ себя самого. Это время определения своих устремлений и предпочтений в самореализации. Многие подростки вновь обращаются к изобразительной деятельности, возникает сознательный интерес к овладению техниками и достижению эстетического эффекта разными приемами и материалами. Самым распространенным мотивом рисования становится автопортрет. Происходит активизация философского сознания в определении своего идеала. Рисуются образы идеальных персонажей, портреты великих людей. В рисовании доминирующей становится умозрительная активность, претворяются образы представлений, которые решают задачу проявления внутреннего «Я».

      Изобразительные приемы и техники, композиционные решения реализуются теперь с учетом собственного предыдущего опыта и знаний из истории и практики профессионального искусства. В творчестве юных художников часто встречаются подражания манерам знаменитых и модных художников, а также происходит дальнейшее углубление поисков собственного живописного языка. Завершается этот период выходом в самостоятельное творчество и в осознание необходимости серьезного освоения изобразительной грамоты на профессиональных основах. Подростки стремятся к систематическим и углубленным занятиям, обращаются к рисованию с натуры, осваивают основы академической грамоты, изобразительные техники и приемы.
      К 17-ти годам детство завершается, но продолжается личностное развитие человека. Этот этап психического развития многими исследователями определяется как период врастания индивидуальной психики в объективный и нормативный дух эпохи, в культуру и социум своего времени. Актуальным становится самоопределение на основе устойчиво сложившихся интересов и стремлений личности, выбор дальнейшего жизненного пути. Здесь обращение к изобразительной деятельности происходит как ориентация на художественную профессию, на обучение с целью достижения высоких профессиональных результатов и определение собственной судьбы в художественном творчестве.
    Детские рисунки являются самым достоверным материалом для анализа эффективности педагогической деятельности взрослого, взявшегося за занятия изобразительным искусством с детьми. Чем больше раскрывается в рисунках детей художественная природа их творчества, чем очевиднее их личностное и творческое развитие, тем лучше результат педагогической деятельности.
    В бесконечном течении времени меняются условия и образ жизни людей, их убеждения, ценностные приоритеты, цели. Но природа детства такова, что каждый входящий в жизнь ребенок осваивает окружающую его действительность через чувственное восприятие и собственное осознание, через впечатления и индивидуально возникающие образы, через необходимость принимать самостоятельные решения и делать выбор, через реализацию и развитие своих способностей. Все это и определяет важнейшее значение детского творчества в начале жизненного пути человека. А художественное творчество окрашивает детский мир красотой и богатством  всех цветов жизни, наполняя души детей светлой радостью, добрыми помыслами и верой в себя.
     Занятия художественным творчеством, приобщение к искусству –  надежные средства развития способностей детей, актуализации их собственных ресурсов воображения, фантазирования, изобретательства, а мудрый педагог поможет им найти себя в творчестве.

Категория: Статьи | Добавил: IIIkoD@ (10.05.2011)
Просмотров: 18342 | Рейтинг: 5.0/1
Контактная информация  644008, г.Омск, ул.Горная, 13     тел.:(3812)659-511 e-mail: oductik@gmail.com

Вход на сайт
Поиск
Календарь
Архив записей
Наши партнеры


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz